Да уж, ещё не дочитав до комментария Цессарского, понял, что силы собравшиеся для обсуждения проблемы не равны и не в нашу пользу. Представителям рыбаков нужно быть очень активными, иначе крах.
Состав "Комиссии..." изрядно раздут, но сильно сомневаюсь, что все эти "начальники" будут реально работать в ней. Обычно они там "свадебные генералы", которые все это будут визировать, а черновую работу свалят, как всегда это было, на тех, у кого погоны поуже - их там не так много. Теперь вопрос, как лучше поступить: - принимать активное участие в "совершенствовании законодательства" - это значит серьезно "пахать" и посточнно бодаться с чиновниками из РР. Хватит ли сил и времени у нашей команды на это ?; - "Комиссия.." создается от РР ("..Создать комиссию Федерального агентства по рыболовству по совершенствованию законодательства.."), там бумаги писАть умеют и перебороть их будет непросто, тем более после пинков "сверху" они должны ... рвать для неповторения их. Не лучше ли в этом случае будет "спустить" в основном работу по составлению проекта на писак из РР и затем плотно заняться его "критикой" - это всегда легче и обычно выигрышнее; - ко времени работы над готовым проектом провести новую серию митингов (основываясь на знании текста проекта) для "давления" на РР.
Это первые соображения, после прочтения поста № 645.
Sinus, Володя. С трудом въехал в смысл твоего сообщения из-за того, что ты "Росрыболовство" сокращенно называешь "РР". Эту заразу обычно сокращают как "ФАР" - федеральное агентство по рыболовству (или по Булгакову - "Абырвалг" ). А "РР" - это редакция газеты "Рыбак рыбака". В целом с твоими выводами согласен. С твоим аналитическим подходом почему не участвуешь в форуме РР ? Или ты уже там, но под другим ником? «Как много известно о всякой чепухе и ничего — о клёве рыбы!» (с) Сократ
Сообщение отредактировал Доктор_Хопёров - Понедельник, 11.04.2011, 23:38
Наверное, это у меня местный акцент . Учту, спасибо. Думаю, что проблему нужно обсуждать по всей стране, не ограничиваясь только форумом РР (на этот раз - "Рыбак рыбака"), а ты и доведешь наше мнение (тот форум только читал пару раз).
А опытные юристы есть на нашей стороне?По ТВ часто выступал один в очках,защищал права автомобилистов.Я боюсь зти из ФАР понапишут тома ,а в какой нибудь строчке вся суть окажется.Этим Чубайсам от ФАР веры нет.Рыболовного флота видите ли нет,а рыбаки есть.Да и тот флот что есть в казну ничего не приносит.
Сообщение отредактировал Jack_Sperrow - Вторник, 12.04.2011, 14:33
Jack_Sperrow, Михаил. Юристы такого уровня как ты пишешь слишком дорого стоят. А если ты посмотришь репортажи из редакции РР, то можно заметить какая там аскетическая обстановка, даже заседания актива проводятся за туристическим столиком. Т.е - "финансы поют романсы". Правда штатный юрист есть, это Юлия Ремина (она входит в состав комиссии), но основное решается за счет юридически грамотных альтруистов. «Как много известно о всякой чепухе и ничего — о клёве рыбы!» (с) Сократ
Сообщение отредактировал Доктор_Хопёров - Вторник, 12.04.2011, 15:07
Член нашей инициативной группы Владимир Синяев (SVN) сегодня был на заседании в Госдуме. Остальные участники отправились на заседание комиссии Росрыболовства. Оба мероприятия были назначены на 12 часов. Предлагаем сначала отчет о посещении ГД Владимира Синяева:
В 12 часов 12 апреля 2011 года в Комитете по природным ресурсам Думы состоялась встреча, которая сначала позиционировалась, как встреча представителей рыболовной общественности с депутатами и сотрудниками аппарата Комитета. Получилось так, что на встречу прибыл только один представитель рыбаков – Синяев Владимир (автор настоящего отчета). Основные силы были брошены на встречу в Росрыболовстве, назначенную также на 12 часов. Может, специально назначенную на 12 часов? Встреча в Думе заняла ровно час. На встрече присутствовали: Кашинцева Светлана Сергеевна - сотрудник аппарата Комитета, ведущая текущую техническо-организационную работу по подготовке законопроекта о ЛиСР, Пахомова Юлия Игоревна – руководитель аппарата, депутат, заместитель председателя Комитета (был вызван на встречу уже после ее начала, не представился, сидел, слушал и больше молчал, чем говорил). Депутата позвали после того, как я рассказал, что рыбаки-любители пусть неформально и стихийно, но достаточно объединены, чтобы защищать свои интересы, что я представляю и излагаю позицию, принятую на встрече 08 апреля 2011 года представителей рыбаков-любителей всей России. После этого заинтересованность участников встречи со стороны Думы выслушать меня возросла и был приглашен депутат. Депутат, как я понял по его репликам, непосредственно «руку приложил» к принятию Закона № 166, но его интересуют в основном проблемы промышленного рыболовства. Теперь он понимает, что Закон № 166, в части любительского рыболовства, несовершенен и несправедлив, но раньше депутаты этому не придавали особого значения, упустили интересы рыбаков-любителей. Все время проталкивал мысль, что Закон № 166 не так уж и плох, нужен и важен для промыслового лова, но никуда не годится практика его применения в отношении любительской рыбалки, что декабрьские поправки, исключившие согласие пользователя РПУ на рыбалку этот закон значительно улучшили. Но, в общем, он согласен с тем, что положения Закона № 166, касающиеся любительской рыбалки, необходимо отменить, приняв взамен отдельный закон о ЛиСР. Мнение Пахомовой Ю.И. : 1. Сложилась уникальная ситуация, позволяющая быстро принять Закон о ЛиСР, имеется политическая воля, чтобы этот Закон появился без проволочек, в самые сжатые сроки в рамках законодательной процедуры. 2. Внесение изменений в Закон № 166 в части, касающейся любительской рыбалки, займет по времени столько же, сколько и принятие нового Закона о ЛиСР. Но в этом случае возникнут технические сложности в продвижении двух законопроектов на одну и ту же тему, что рыбакам-любителям объективно повредит, так как изменение Закона № 166 потребует согласований с промысловиками. На мои опасения, что Закон о ЛиСР будет заволокичен, а Закон № 166 продолжит существование неопределенный срок, она ответила, что у всех заинтересованных лиц имеется желание, подстегнутое Президентом и Премьером, вопрос с любительской рыбалкой урегулировать в кратчайшие сроки. Я лично, ей поверил. 3. Закон о ЛиСР предполагается принять в следующие сроки: - к 01 мая разработать законопроект; - к 31 мая внести законопроект в Думу; - 1-ое чтение провести до 20 июля; - в течение августа рассматриваются поправки в законопроект всех заинтересованных лиц и организаций; - в сентябре-октябре закон принимается во 2-ом и 3-ем чтении. 4. Закон о ЛиСР должен отменить все положения о любительской рыбалке, содержащиеся в Законе № 166, в котором могут остаться только самые общие отсылочные нормы о любительской рыбалке. Понятие РПУ должно исчезнуть. Рыбалка должна быть бесплатной и свободной. Но необходимо учесть также интересы бизнесменов от рыбалки. После продолжительной дискуссии на эту тему, она согласилась, что бизнес свои интересы по оказанию услуг рыбакам сам отстоит в рамках гражданского законодательства, что бизнесу нельзя ставить преграды, но и развивать его за счет ущемления интересов рыбаков также недопустимо. По поводу «платников» и клубных элитных водоемов споров не было: они могут существовать, но на замкнутых водоемах. Количество платников необходимо регулировать, чтобы их было минимальное количество по сравнению с общедоступными водоемами. 5. Нарезка лучших участков на реках возле городов под РПУ – ошибка и перегибы местных властей. 6. Вопрос об организации любительской рыбалки ценных видов рыб я специально не затрагивал, но вскользь, без моей инициативы, прозвучало, что в этом виде бизнеса крутятся огромные деньги, что регулирование этого вопроса необходимо включить в Закон о ЛиСР, но необходимо обязательно учесть интересы бизнеса (у меня сложилось такое мнение, что в первую очередь, именно интересов бизнеса в этой сфере). 7. Пока идет подготовка законопроекта о ЛиСР обещали дать рекомендацию Крайнему (принятие каких-либо других мер вне рамок их компетенции) убрать из Правил рыболовства термин «путевка», чтобы исключить возможность государственным рыбинспекторам штрафовать граждан за ее отсутствие, тем самым обслуживая интересы владельцев РПУ. 8. Просили довести до них информацию, как прошла встреча в Росрыболовстве. 9. Просили держать их в курсе, как рассматривается в суде гражданское дело о взыскании с владельца РПУ денег, уплаченных за путевку. Для них важна судебная практика. 10. Обещали выслать концепцию Закона о ЛиСР и проект резолюции по итогам его обсуждения. Рыбакам-любителям необходимо не позднее вечера 13 апреля дать свои предложения в письменном виде и назначить людей, которые подготовят конкретные и короткие выступления по Закону о ЛиСР. Желательно не больше трех человек и без повторений. Сроки очень сжатые, но их необходимо выдерживать, потому что процедура прохождения итак объективно длительная, поэтому рыбакам-любителям не имеет смысла ее затягивать.
В основном, это все. Может быть, какие-то несущественные моменты упустил, потому что, в общем, обсуждение было заинтересованным и достаточно горячим. Cообщение E-mail
«Как много известно о всякой чепухе и ничего — о клёве рыбы!» (с) Сократ
Вручено председателю рабочего совещания комиссии Росрыболовства по урегулированию законодательства ЛиСР 12.04.2011
Руководителю Федерального агентства по рыболовству Крайнему А.А. от представителей рыболовной общественности, членов комиссии ФАР по совершенствованию законодательства в области любительского и спортивного рыболовства
Об организации любительского и спортивного рыболовства в России
Общая правовая оценка действующего Федерального закона о рыболовстве
Описывая существующее положение в рыболовстве вообще и любительском в частности, необходимо назвать вещи своими именами. Действующий федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» по смыслу и содержанию не является законом. Он практически не содержит в себе конечных и исчерпывающих норм, подлежащих немедленному применению. Закон, полностью состоящий из отсылочных норм, лишь многократно гласит, что будущие решения чиновников исполнительной власти являются законом. Даже декларируемое в статье 24 право граждан осуществлять любительское рыболовство свободно и бесплатно в результате таких решений потеряло всякий смысл, а само понятие «водоем общего пользования», изложенное в Водном кодексе, нивелировано. Закон «О рыболовстве» позволил Росрыболовству, путем самостоятельного принятия ряда нормативных актов и инициированных им же постановлений Правительства, устанавливать правоотношения в сфере использования водных объектов, что является исключительной компетенцией Министерства природных ресурсов. При законодательном установлении понятия «рыбопромысловый участок» не были учтены нормы Водного кодекса и, в первую очередь, часть 2 статьи 2 Кодекса, согласно которой «нормы, регулирующие отношения по использованию водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу».
Коррупционная составляющая
Данный закон дает должностным лицам исполнительной власти исключительное право решать – кому именно и как можно осуществлять все виды рыболовства, и лишать любые водоемы общего пользования своего статуса по своему усмотрению при формальном согласовании с региональными властями. Путем организации конкурсов и заключения договоров рыболовство полностью персонифицировано. То есть, созданная правовая конструкция направлена на установление конкретного лица, имеющего имя, кто должен напрямую общаться с чиновником Росрыболовства, обращаться к нему по любому поводу и быть от него зависимым. Эффект полной зависимости усиливается одновременным наделением Росрыболовства функциями законодательной инициативы, издания нормативных правовых актов и предоставления самого права на осуществление рыболовства, регулятора этого вида деятельности, органа контроля и назначения административного наказания. Таким образом, закон «О рыболовстве» не выдерживает никакой критики и на предмет коррупционной составляющей.
Оказание услуг
Пункт 5 статьи 24 закона «О рыболовстве» содержит требование административного характера. Это требование обременяет граждан обязанностью заключить договор по оказанию услуг с пользователями, что не соответствует принципам гражданского законодательства, основанных на признании равенства участников регулируемых им отношений и свободы договора (ч. 1 ст. 1 ГК). При отсутствии путевки, то есть, при нежелании гражданина заключить договор об оказании услуг, он подвергается административному наказанию в виде штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, что выходит за рамки здравого смысла.
Бесплатность рыбалки
Росрыболовство постоянно говорит о том, что любительское рыболовство в России бесплатно. Это далеко не так. Любители платят немалые средства в бюджет. Платят пошлины, сборы и НДС на все виды товаров, снаряжения и экипировки. Платят транспортный налог на плавсредства, сборы при их регистрации и прохождении технического осмотра, а с внесением так называемого дорожного налога в стоимость топлива, платят и его, заправляя свои моторные лодки. Любители вливают свои средства в экономику регионов, куда они отправляются в качестве туристов. Таким образом, утверждения о бесплатности любительской рыбалки не соответствуют действительности.
Основы нового законодательства о любительском рыболовстве
Исходя из того, что существующий порядок осуществления рыболовства, приватизация водоемов общего пользования и водных биоресурсов противоречит Конституции РФ, Водному, Гражданскому и Налоговому кодексам, закону «О защите конкуренции», задачам рационального использования водных биоресурсов, искоренения коррупции, а также общественным интересам, здравому смыслу и понятиям справедливости, рыболовная общественность не может согласиться на компромисс. Граждане страны не могут уступить принадлежащие им в силу названных законов права и свободы ни в целом, ни в отдельной их части, за исключением случаев, когда права и свободы ограничиваются в интересах безопасности и обороноспособности страны. Принудительный сбор денег за право выйти на водоем с удочкой, приватизация водоемов и водных биоресурсов к таким случаям не относятся.
Содержание нового закона о любительском и спортивном рыболовстве
Новый закон о любительском рыболовстве должен:
- закрепить право граждан страны на свободное и бесплатное осуществление рыболовства на водоемах общего пользования; - обеспечить реальное участие общественности в решении вопросов рыболовства и в разработке правил рыболовства; - дать основные понятия и принципы, приведенные в иных федеральных законах и имеющих отношение к такому виду деятельности; - установить общеобязательные запреты на использование варварских и опасных для природы и человека методов и способов добычи; - установить необходимые ограничения оборота водных биоресурсов; - установить права и обязанности участников правоотношений в области любительского рыболовства и иных лиц, оказывающих или могущих оказать воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.
Закон не должен содержать отсылочных норм, за исключением делегируемых регионам прав на разработку правил рыболовства, установления порядка введения и реализации разрешений на вылов ограниченного ресурса (ценных видов). При этом закон должен четко установить целевое расходование средств, полученных от реализации таких разрешений, только на обеспечение устойчивого осуществления любительского рыболовства и его развитие. Законом должны быть разграничены полномочия федерального органа в области рыболовства и органов региональной власти. Закон должен четко установить права, независимость и самостоятельность общественных организаций в сфере регулирования любительского рыболовства, возможности проведения различных видов мероприятий и реализаций проектов, направленных на восстановление и сохранение водных биоресурсов и среды их обитания. В том числе, возможность ведения самостоятельной рыбоохранной деятельности в рамках общественной организации.
В новом законе о любительском и спортивном рыболовстве необходимо вынести за рамки административных правонарушений и установить исключительно уголовную ответственность за следующие деяния, не имеющих моральных оправданий и отношения к любому виду рыболовства и наносящих непоправимый, колоссальный урон водным биоресурсам и среде их обитания: - непромышленное изготовление, рекламу, продажу, применение и нахождение на водоемах с устройствами электролова, отравляющими веществами или их компонентами, предназначенных для добычи рыбы; - заготовка, переработка, транспортировка и реализация икры водных биоресурсов в товарных количествах, независимо от места и времени обнаружения и владеющего лица. Иными словами – отношение государства к такой деятельности должно быть не менее строгим, чем к изготовлению, распространению и обороту наркотиков.
Статус культурных рыбных хозяйств
Отрицая существование рыбопромысловых участков в нынешнем виде, считаем необходимым сохранить статус так называемых «платников», уже существующих на замкнутых водоемах общего пользования. По сути, это то, что в период Союза ССР называлось «культурным рыбным хозяйством». Владельцы таких водоемов осуществляют реальную деятельность по зарыблению водоема и его обустройству и справедливо рассчитывают на возмещение своих затрат и получение прибыли от добровольно прибывших к ним любителей рыбалки. Очевидно, что для соблюдения законных интересов их владельцев законодателям необходимо внести соответствующую поправку в Водный кодекс. В случае внесения такой поправки необходимо предусмотреть ограничения по максимальной площади передаваемых в аренду ограниченных замкнутых водоемов, предварительную экспертную оценку состояния, значение для местных жителей, приемлемые условия соблюдения их прав на использование таких водоемов, конкретные причины и условия расторжения договора аренды.
Правила рыболовства
В законе невозможно учесть великое множество региональных особенностей. Такие особенности невозможно учесть и в общих бассейновых правилах рыболовства, т.к. территории, на которые распространяется их действие, слишком велики и разнообразны по условиям. Разработка региональных правил рыболовства – задача региональной науки. Участие региональных властей при разработке правил рыболовства должно быть ограничено только надзором за соблюдением прав граждан и поиском компромисса в случае возникновения конфликта интересов, надзором за соответствием правил законодательству и за необходимыми мерами сохранения ресурсов.
О неотложных мерах по регулированию любительского рыболовства
На текущий момент самым простым и действенным способом снятия социальной напряженности в сфере любительского рыболовства является создание условий, обеспечивающих для граждан по-настоящему свободное и бесплатное право находиться на водоемах с удочкой. Пусть это будет первым шагом на долгом пути развития цивилизованного рыболовства в России. Мы отдаем себе отчет, что создание полноценного закона – дело не быстрое и его скорое появление может встретить массу препятствий и даже противодействий. Поэтому мы считаем, что на период до появления нового закона о любительском рыболовстве необходимо принять временные меры немедленного урегулирования наиболее острых проблем, которые послужили поводом для митингов и протестов граждан по всей стране. Именно этого ждут от государственной власти любители рыбалки. Считаем, что решение этой задачи возможно путем принятия Федерального закона «О временных мерах правового регулирования любительского и спортивного рыболовства» с небольшим набором кратких норм прямого действия. Проект этого закона мы готовы представить на рассмотрение в профильные комитеты Государственной Думы.
Настоящая концепция базируется на тех требованиях, которые прозвучали во время массовых митингов рыболовов 26 марта и вошли в резолюции, принятые на этих митингах. Она в полной мере отражает согласованную позицию инициативных групп рыболовов – организаторов митингов, представляющих разные регионы страны.
От имени рыболовной общественности
_____________ Ремина Ю.В.
_____________ Салапин Д.А.
_____________ Сухомлинов А.П.
_____________ Цесарский А.А.
Москва, 12 апреля 2011 г.
«Как много известно о всякой чепухе и ничего — о клёве рыбы!» (с) Сократ
Только что получил от Владимира Синяева проект нового закона о ЛиСР. Проект ПОЛНОСТЬЮ в русле прежнего ФЗ!!! Вот приписка Владимира: "Прислали из Думы в эл. виде концепцию Закона о ЛиСР. Прочитал - в ужасе! Обязательно нужно участвовать в слушаниях 15 апреля и СРОЧНО готовить в письменном виде наши предложения по изменению такой концепции. Синяев В.Н." То есть, говорят (на встрече в ГД) одно, а затевают совсем другое.
- непромышленное изготовление, рекламу, продажу, применение и нахождение на водоемах с устройствами электролова, отравляющими веществами или их компонентами, предназначенных для добычи рыбы.
Если это "устройство электролова" изготавливает некое АО на своем микрозаводике-мастерской, это какое изготовление, промышленное ? И к нему претензий быть не может ?
Как-то нужно уточнить понятие "компонентов", чтобы не было вопросов, скажем, к лекарственным препаратам, с которыми некоторые пожилые люди вынуждены ходить и на рыбалку.
В остальном текст понравился, все очень четко прописано. Не к чему придраться .
Дата: Вторник, 12.04.2011, 22:39 | Сообщение # 656
Группа: Удаленные
Quote (Sinus)
В сообщении № 657 не совсем понятна фраза... В остальном текст понравился, все очень четко прописано. Не к чему придраться
Присоединяюсь. Да все то что вертелось на языке, и не могло излиться в конкретные слова - легко стало озвучено плавными и четкими фразами в данном обращении.
По сообщению 657. Конечно, текст обращения наших активистов в ФАР внушает уважение. Хочется сказать им искреннеее спасибо за огромную кропотливую работу. Тем более, что написание подобного рода обращения - работа особого рода и тут много подводных камней и дебрей. В качестве примера приведу анализ этого же документа, но с точки зрения более квалифицированной оценки, чем наша (взято с сайта РР):
"Позволю себе прокомментировать Ваши предложения по новому закону о ЛСР, так как подобные вопросы неизбежно возникнут при обсуждении в Государственной Думе.
Новый закон о любительском рыболовстве должен: - закрепить право граждан страны на свободное и бесплатное осуществление рыболовства на водоемах общего пользования; Ст. 24 ФЗ № 166 декларирует право граждан на осуществление свободного и бесплатного ЛСР на водных объектах общего пользования. Более того она обязывает администрации субъектов федерации обеспечить наличии таких водных объектов.Повторение уже существующей нормы не приведёт к её обязательному исполнению. - обеспечить реальное участие общественности в решении вопросов рыболовства и в разработке правил рыболовства; Требуемое право на участие граждан установлено Ст.2 ФЗ №166, пунктами 5,6 и 7. Оно конечно не реализуется в полной мере, но это уже проблема не закона, а органов исполнительной власти и граждан. - дать основные понятия и принципы, приведенные в иных федеральных законах и имеющих отношение к такому виду деятельности; Каждый закон ИМХО трактует только те понятия и принципы, на которые он распространяется. Закон о ЛСР может трактовать только те понятия и принципы, которые присущи данному виду деятельности. Поэтому ссылка на иные федеральные законы, мне кажется, здесь не уместна. - установить общеобязательные запреты на использование варварских и опасных для природы и человека методов и способов добычи; Согласен, хотя запретов, мне кажется, и сегодня более чем достаточно, вплоть до уголовной ответственности (ст.256 УК РФ). Беда только в том, что они не действуют. Как новый закон решит эту проблему? Придумаем в законе еще более суровую ответственность. - установить необходимые ограничения оборота водных биоресурсов; Водные биоресурсы, выловленные при осуществлении ЛСР, используются для личного потребления, или могут выпущены. Они не могут быть предметом купли-продажи. Поэтому не ясно, о каком ограничении оборота идёт речь. - установить права и обязанности участников правоотношений в области любительского рыболовства и иных лиц, оказывающих или могущих оказать воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания. Права и обязанности пользователей водными биоресурсами и других участников правоотношений ЛСР, достаточно хорошо прописаны в ФЗ№166, в Водном и Гражданском кодексах, и в других федеральных законах. Что нового здесь добавит закон о ЛСР.
-закон должен четко установить целевое расходование средств, Здесь явный перебор в законотворчестве. Закон о ЛСР не может устанавливать порядок расходование средств. -законом должны быть разграничены полномочия федерального органа в области рыболовства и органов региональной власти. Закон о ЛСР в принципе не может разграничивать полномочия федерального органа и органов региональной власти. Это регламентируется другими нормативными актами. Вот если бы наше правительство или президент делегировали бы субъектам федерации право решать на местах все вопросы организации и регулирования ЛСР, вот тогда толку было бы больше. Ведь ЛСР в каждом регионе имеет свои специфические особенности. Но рыба – федеральная собственность и властью федералам делиться не хочется. Буду рад, если мои замечания будут Вам полезны, но и на критику в свой адрес не обижусь."
Во как
«Как много известно о всякой чепухе и ничего — о клёве рыбы!» (с) Сократ
Сообщение отредактировал Доктор_Хопёров - Среда, 13.04.2011, 10:51
Текст проекта нового Закона о ЛиСР: (любезно предоставлен Мурманским форумом)
Предлагаемый Проект из недр аппарата КПР ГД РФ, который был вчера выслан Владимиру Синявину
КОНЦЕПЦИЯ проекта федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве»
1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которые распространяется действие законопроекта.
Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании правовых основ осуществления любительского и спортивного рыболовства В Российской Федерации на основе баланса социальных, экологических и экономических интересов общества и реализации права граждан осуществлять любительское и спортивное рыболовство. Основная цель разработки проекта Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» заключается в систематизации законодательных и иных правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере, заполнении пробелов, согласованном развитии и гармонизации российского законодательства о рыбном, охотничьем, водном, сельском и лесном хозяйстве, определении особенностей применения для целей любительского и спортивного рыболовства норм гражданского, земельного, градостроительного, административного и экологического права; установлении правил осуществления спортивного и любительского рыболовства, порядка оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства, порядка предоставления участков для организации любительского и спортивного рыболовства, установлении ограничений по срокам рыболовства и применяемым орудиям лова, с введением в максимально возможной степени норм прямого действия. Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения в области осуществления любительского и спортивного рыболовства: в рекреационных целях без изъятия водных биоресурсов; для личного потребления граждан; по сохранению водных биологических ресурсов; по рациональному использованию земельных, водных и иных природных ресурсов; связанные с реализацией прав граждан и общественных объединений на доступ к информации о предоставлении рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства, участие в принятии государственных решений, доступ к правосудию по данным вопросам. Действие проектируемого Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» распространяется на все органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, на всех юридических и физических лиц, в том числе граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Действие Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» будет распространяться на территорию Российской Федерации, а также на исключительную экономическую зону Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в соответствии с нормами международного права. Законопроектом устанавливаются права и обязанности в области любительского и спортивного рыболовства органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, природопользователей при организации любительского и спортивного рыболовства, права и обязанности граждан. Сферы ведения государственных органов по вопросам регулирования любительского и спортивного рыболовства планируется определить в законопроекте в разделах, посвященных правовому регулированию конкретных правоотношений в области любительского и спортивного рыболовства и управлению в этой сфере.
2. Место будущего закона в системе действующего законодательства
В соответствии с Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 511, Федеральный закон «О любительском и спортивном рыболовстве» будет отнесен к правовым актам под номером 110.060.000 «Охрана и использование животного мира». В соответствии с Конституцией Российской Федерации в исключительном ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации (п. “е” ст. 71); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (п. п. “в” и “д” п. 1 ст. 72). В соответствии с названными статьями Конституции Российской Федерации данный законопроект разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления регулированию в области любительского и спортивного рыболовства. Разработка проекта Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» осуществляется с учетом общих принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, при этом законопроект должен обеспечить достаточное и ясное правовое регулирование отношений в сфере любительского и спортивного рыболовства, в том числе в вопросах определения прав и обязанностей граждан, осуществляющих любительское и спортивное рыболовство, и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ее организующих, установления федеральных, региональных и местных норм и правил любительского и спортивного рыболовства, определения порядка участия общественности в принятии решений органами власти, связанными с любительским и спортивным рыболовством, рационального использования водных биоресурсов, восстановления природной среды и ее отдельных компонентов. Проект Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» будет носить комплексный характер, в необходимой степени аккумулировать нормы, имеющиеся в природоресурсном, градостроительном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, водном, лесном, административном, гражданском, финансовом, а также международном праве. Проект Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» будет содержать нормы, которые приведут в соответствие с ним федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы. В процессе работы над текстом законопроекта вопросы признания утратившими силу или внесения изменений в подзаконные или ведомственные акты будут решаться дополнительно. Принятие отдельного федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» будет способствовать совершенствованию правоотношений в сфере любительского и спортивного рыболовства, а также стабильности и конструктивности как определяющих условий эффективного управления в данной сфере. Это будет достигнуто за счет: системности и комплексности правового регулирования на основе установления единых принципов и правил любительского и спортивного рыболовства; введения преимущественно норм прямого действия.
3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в сфере любительского и спортивного рыболовства.
Эффективное государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов возможно только на основе системы законодательных актов, регулирующих указанные отношения, что обеспечивает предсказуемость и стабильность природоресурсной политики государства. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Закон о рыболовстве) создана основа правового регулирования отношений в области рыбного хозяйства. В указанном Законе установлена преимущественно федеральная собственность на водные биоресурсы. Исключение составляют лишь водные биоресурсы, обитающие в прудах и обводненных карьерах. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности сообразно праву собственности на означенные водоемы. Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников. В настоящее время договорные отношения в связи с рыбопромысловыми участками регулируются на уровне федерального закона, а не только, как было ранее, в рамках подзаконных актов. По договору о предоставлении рыбопромыслового участка полномочный орган государственной власти обязуется предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу водных биоресурсов на рыбопромысловом участке. На право заключения названных договоров проводятся конкурсы (ст. 33.3 Закона о рыболовстве). Организация любительского и спортивного рыболовства осуществляется юридическими лицами и индивидуальным предпринимателям так же на основании договоров. Что касается граждан, то любительский и спортивный лов ими осуществляется при наличии документа (путевки). Этот документ должен подтверждать наличие у пользователя водоема договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства. Федеральный закон от 28.12.2010 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 420) не изменил правовое регулирование вопросов любительского и спортивного рыболовства, а только его усовершенствовал в части, гарантирующей право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское и спортивное рыболовство. 1) Была признана утратившей силу часть 4 статьи 24 ФЗ «О рыболовстве», допускающая осуществление гражданами любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках только с согласия пользователей этих рыбопромысловых участков. Тем самым расширены права граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское и спортивное рыболовство не только на водных объектах общего пользования, но и на других рыбопромысловых участках, например, предназначенных для осуществления промышленного рыболовства. 2) ФЗ № 420 ввел понятие «путевка», тем самым на законодательном уровне урегулировал существовавшие на практике договорные отношения между рыбаками – любителями и предпринимателями, которым переданы в пользование рыбопромысловые участки для организации любительского и спортивного рыболовства. До вступления в силу ФЗ № 420 рыбаки-любители могли осуществлять рыбалку на таких участках в соответствии с договором на оказание возмездных услуг (путевки), который предусмотрен Правилами рыболовства. ФЗ № 420 только перенес термин «путевка» из Правил рыболовства в ФЗ «О рыболовстве», т.е. законодательно закрепил понятие «путевка». Особо необходимо подчеркнуть, что законность такой практики (рыбалка по путевке) подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ГКПИ09-678. 3) ФЗ № 420 обязал пользователей рыбопромысловыми участками создавать инфраструктуру, необходимую для организации любительского и спортивного рыболовства. Следует также отметить, что основные положения ФЗ «О рыболовстве», гарантирующие права граждан осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно остались без изменений. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 1078 определило порядок проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключении такого договора, Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства, а также Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства. Конкурс проводится в отношении рыбопромысловых участков, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации (далее - рыбопромысловые участки), утверждаемым органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству. В целях определения лучших условий заключения договора комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки в соответствии со следующими критериями оценки: а) в отношении участников конкурса, которые ранее осуществляли организацию любительского и спортивного рыболовства: количество выданных гражданам в установленном порядке именных разовых лицензий на осуществление любительского и спортивного рыболовства на ранее предоставленном либо выставленном на конкурс рыбопромысловом участке; стоимость объектов инфраструктуры (здания, сооружения, причалы и другие объекты недвижимого имущества, а также плавательные средства), специально созданной для организации любительского и спортивного рыболовства, расположенной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и находящейся на балансе участника конкурса в качестве основных средств; средняя численность работающих у участника конкурса работников в году, предшествующем году проведения конкурса, которые были зарегистрированы в соответствующем субъекте Российской Федерации и которые осуществляли либо будут осуществлять организацию любительского и спортивного рыболовства на выставляемом на конкурс рыбопромысловом участке; б) в отношении участников конкурса, которые ранее не обеспечивали организацию любительского и спортивного рыболовства: предложение участника конкурса о размере платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации; предложения участника конкурса (проект бизнес-плана) по созданию инфраструктуры, которая будет использоваться для осуществления организации любительского и спортивного рыболовства; средняя численность работников заявителя, которые были зарегистрированы в соответствующем субъекте Российской Федерации и которые будут осуществлять организацию любительского и спортивного рыболовства на выставляемом на конкурс рыбопромысловом участке. Предметом договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства является право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утвержденным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству, для организации любительского и спортивного рыболовства.
4. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.
Принятие Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» будет способствовать упорядочению нормативных правовых актов в сфере рыболовства и сохранении водных биоресурсов, а также повышению эффективности и самостоятельности законодательства Российской Федерации о рыболовстве в системе права Российской Федерации путем совершенствования и согласованного применения публично- и гражданско-правовых методов регулирования отношений в данной сфере. Принятие Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» позволит создать правовые условия для создания эффективной системы управления любительским и спортивным рыболовством. Установление ограничений по срокам рыболовства и применяемым орудиям лова будет являться одним из факторов обеспечения устойчивого использования водных биоресурсов. Определение минимальной доли водных объектов общего пользования в каждом субъекте Российской Федерации обеспечит реализацию права граждан осуществлять любительское и спортивное рыболовство свободно и бесплатно. Дифференцированное определение правил любительского и спортивного рыболовства в зависимости от административно-территориальных, географических, экологических, сезонных, гидрологических и прочих условий, обновляемое по результатам мониторинга объектов лова и среды их обитания позволят наиболее эффективно учитывать специфические особенности каждого водного объекта применительно к любительскому и спортивному рыболовству. Гражданско-правовые условия должны быть благоприятными для лиц, осваивающих «проблемные» водные объекты, в которых нарушены нерестилища, загрязнены донные отложения. Поскольку хозяйствующий субъект преодолевает названные препятствия для рыболовства и рыбоводства в водных объектах, то он заслуживает экономического поощрения и технической поддержки. Законодательное установление порядка предоставления участков для организации любительского и спортивного рыболовства, обязательств юридических лиц и предпринимателей, занимающихся организацией данного вида рыболовства (например, по поддержанию оптимальных рыбных запасов, зарыблению, мелиорации, охране водных объектов от загрязнения), установление возможности приоритетного заключения договоров на пользование рыбопромысловыми участками для добросовестных пользователей, определение закрытого перечня условий досрочного прекращения указанных договоров, позволит развить данный вид предпринимательской деятельности, обеспечить приток инвестиций в данную отрасль, развить индустрию рекреационного рыболовства в Российской Федерации.
P.S. Всё те же яйца, только в профиль.
«Как много известно о всякой чепухе и ничего — о клёве рыбы!» (с) Сократ
Сообщение отредактировал Доктор_Хопёров - Среда, 13.04.2011, 12:40