Ольга Плясова-Бакунина
Р. ХОПЕР
Ст. Вертуновская – г. Аркадак
Конец июля-начало августа 1999 г.
Два “Тайменя –2,3” и “Щука-3”. Шесть взрослых, один ребенок 10 лет.
Общих дней 10 (1-ый приезд, 10-ый отъезд; Дневки – 4 полных дня, 5 дней сплава).
Лоция для новичков или о том как это начинается.
Сложилось все быстро, и круто. Деловое знакомство, “деденька, возьмите меня в поход, а кстати, вот мой муж и детки”, возбуждающие покупки снаряги, робкое приобщение к “водному” миру: агенство “Венгерова”, “Турин”, весла, спасжилеты, рюкзаки, оптовые закупки продуктов и т.д. и т.п. Выбираем “Щуку” не столько по дешевизне, сколько потому что надувная - значит не потонет, да и собирать и нести ее легче.
В обсуждении маршрута мы не участвуем, все принимаем на веру и безоговорочно внимаем Геннадию.
Уезжали с Павелецкого вокзала вечерним поездом до ст. Вертуновская Пензенской обл. (точнее не помню). Прибыли туда рано утром, выгрузка ( точнее выброска) за 2 мин. на насыпь, так как до небольшой платформы наш вагон не дотянул. По шпалам доковыляли к станции.
Прикинув, что это возможно последний островок цивилизации на нашем пути, Геннадий спросил не надо ли что подкупить. Вроде бы все есть, “а водку вы взяли?” Выяснилось, что нет, потому что в раскладке не значилась. Ну вы даёте ребята, изрек он, и нам пришлось, срочно исправляться.
Так как в станционном магазине спиртного не было, я с Димой пошла в село. А там - базарный день, местный небольшой рыночек показался нам похожим на Гоголевскую Сорочинскую ярмарку. Скрипят телеги, гагочут гуси, в загончике повизгивают и копошатся поросята, тут же мужик с бабой на расписной деревянной “бричке”, фыркают лошади, понуро стоят телятки, вот тянут грузную корову, и она неторопливо вышагивает, переваливая сытые бока, китайские тряпки, всякие безделушки, разложенные на земле, на капотах машин; “петушки” на палочках, ломти мяса, куры, цыплята, цыганки, музейные хомуты, амбарные замки, телевизоры и магнитолы – на разный достаток, уклад, и потребность. Зато в магазине угрюмо и бедно, но водки и сладкой наливки полно.
Пока ходили, Геннадий поговорив с местными, нашел водителя с машиной. Загрузились в кузов, под тент, жарко и душно, но до реки недалеко, ехали по ухабам минут 15. Нас привезли чуть выше по течению, от железнодорожного моста. Судя по тому, что грунтовка подходит прямо к воде, а потом выныривает на противоположном берегу , в жаркое лето - это брод. Река неглубокая и неширокая, с песчаным приятным дном.
Первый в жизни байдарочный поход. Снаряжение - все новенькое, “ненадеванное”. В отличие от ребят, надувная “Щука”, была готова, через 15 минут. И пока другие собирали байды, я , Настенька и Дима успели искупаться, развели костер и под Ольгиным руководством сварили чай и суп.
Подготовка к плаванью для нас странна и необычна. Оказывается все надо вытряхнуть из любовно уложенных рюкзаков, и переложить в резиновые мешки-“гермы”. (Парочку я небрежно склеила, когда стала набивать кое- где швы разошлись, и штук 10 черных полиэтиленовых “ мусорных” - купили. Димка считал, что вообще это все ерунда, мы не на горную речку идем, а так на тихую, равнинную, что там может случиться? Да и лодка у нас непотопляемая и непереворачиваемая, вроде бы он её опробовал на переворачиваемость. ) С продуктами тоже все странно и необычно, вытряхнули все в одну кучу, перемешали, Ольга – завхоз, тщательно все раскладывает по мешочкам, подписывает, потом в герму и распределяет по лодкам. Нам досталось что- то тяжелое и бугристое и еще маленький мешочек, называется “пережер”.
Загрузили байды, мы рассовали вещи, как получилось, некоторые мешки даже не завязали, так слегка прихватили веревочкой. На Настеньку надели спасжилет. Наконец, все встали на воду и поплыли.
Река достаточно широкая, метров 15, с приличным течением, встречаются коряги, но обходить их было не сложно. Левый берег лесной, кусты подступают к самой реке, правый более разнообразен, то открываются поля, лес отступает, то прижмется, полоща в воде ветки. Много песчаных пляжей и вода прозрачная – дно видать.
Гребем неторопливо, но так получилось, что мы отстали, идем последними. Тут у Димки с головы сдувает кепку, он не долго думая, за ней прыг в воду, поймал, поплавал и полез обратно. И в ту же секунду, оп! лодка переворачивается, встаёт вертикально на один баллон, я вываливаюсь в воду, нас несёт по течению. Но самое ужасное то, что Настенька привязала себя шнурками от “спаса” к шлицам-ручкам, расположенным по бокам “Щуки” и её, несмотря на жилет, затягивает под лодку и несет вместе с ней. Нащупав под ногами корягу, я цепляюсь за неё, пытаясь сдержать лодку, Димка отвязывает Настю (шнурки длинные и там узла по три - четыре накручено). Наконец, она свободна. Мы же пытаемся перевернуть лодку НА ВОДЕ. После неимоверных усилий, понимаем, тщетность этой затеи, и прибиваем её к берегу. А берег, как назло, крутой, заросший кустарником, под ногами скользкий чернозём. Дима выталкивает Настеньку, она бедняжка дрожит и всхлипывает. Первым делом достаю для неё сухую одежду, благо мешок с вещами недалеко. Мы еще ошарашены всем случившимся и плохо соображаем, что дальше то делать. Но тут , слава богу, показались, вернувшиеся за нами ребята.
Оказывается их догнали и насторожили сушки, плывущие по воде. Сначала одна, потом стайка, а потом выловили целый пакет. За сушками потянулось весло, второе обнаружилось на обратном пути в камышах (о том что при перевороте, желательно не упустить их, мы не успели подумать).
Отдышавшись, поплыли дальше.
Вскоре пристали на небольшом песчаном пляжике, обсушиться, перекусить, проверить вещи, подсчитать потери. Спальники оказались мокрыми, часть вещей тоже подмочена ( вот оно, пренебрежение к герме), приемник утонул, фотоаппарат и плэер не работают. Но долго задерживаться не стали, выпив чайку и получив заслуженные, антистрессовые 100 г, опять плывём.
Вскоре, на уровне села Зубрилово, новое испытание, разрушенная плотина с небольшим пенным перекатом. Геннадий нас морально подготовил, объяснил откуда надо заходить, где стараться проплыть, куда не соваться. На “Щуке” мы её проскочили благополучно, только Димка немного отбил себе задницу, когда “щука”, изогнувшись на камнях, вильнула напоследок “хвостом”, а “Таймени” наглотались воды.
Потом плыли без приключений почти до позднего вечера. Песчаные берега вскоре закончились, река стала пошире, поспокойнее, лес подступил к самой воде, и как нам показалось такой она будет бесконечно.
Хорошая стоянка обозначилась, на крутом левобережном песчаном откосе, на опушке соснового леса, только в районе дер. Чиганак.
Разбили лагерь, растянули веревки – сушить вещи. До темноты успели поставить палатки. Оказывается наш экипаж сегодня еще и дежурит. С общей помощью приготовили ужин, Настюха правда, не дождалась, закусив бутербродом, заснула на единственном сухом спальнике. Мы же перивозбужденные впечатлениями, просидели у костра до глубокой ночи, ополовинив запасы спиртного.
Следующие два дня - днёвки. По утру, я и Настя – ранние пташки - сходили в деревню, около километра. Разжились молоком, творогом, яйцами, картошкой и овощами. Купались, ловили рыбу, загорали. Ольга приготовила свои знаменитые пирожки с тушенкой - рецепт утерян вместе с хозяйкой. Геннадий заставил лучше проклеить гермы. Наконец-то, увидели, как выглядит настоящий резиновый клей и поняли назначение “шкурки” и бензина, а то думали – это костер разводить. По вечерам – безумствовал Димка: лазил на деревья, прыгал с откоса в реку, а забравшись на претопленную сосну, в сумерках, показался нам похожим на дикого речного бердслейевского бога, с огромным ЧЛЕНОМ, вздымающимся прямо из воды.
На третий день, рано встали и отплыли около 10 утра. Река дальше спокойная, приветливая. Встретится разрушенный мост, некоторые его обносят, но при известной сноровке, можно и пройти.
На “перекус” встали в районе большого села Макарово, на правом берегу. Меня с Натальей послали в магазин за хлебом. Шли по полю, потом по непролазной черной грязи взошли в деревню. Село большое, наверное, в прошлом веке это было богатое и прибыльное поместье, магазины расположены на центральной площади в добротных каменных строениях. А сейчас крестьяне живут бедно, бестолково, выращенного урожая хватает только на себя, боятся начальства, бандитов, постоянные проблемы с бензином, семенами, кормами. А земля чернющая, жирная, кажется палку воткни, зазеленеет. А хлеба мы так и не купили. Пока ходили, ребята разговорили местного пастуха. Ему тоже интересно услышать о нашей столичной жизни. Пообедали и дальше в путь.
Вскоре после села река сужается, течение убыстряется, где-то здесь на стремнине мы перевернулись вторично, утопив всю только что закупленную наливку. Но этот раз, Настеньке понравилось гораздо больше, её быстро выловили и пересадили к ребятам в “Таймень”. Пристать к берегу из-за заболоченности было трудно, но “Щуку” слегка зафиксировали в кустах, и я сумела взобраться, а вот Димка плыл за нами минут 15, до твердой земли.
Река опять – разливается и замедляется, берега приподнимаются. Встречаются стоянки, примерно час-1,5 от села. Но там плохой подход, и нужно подниматься довольно высоко. А еще минут через 20-30 , на левом берегу – крутой песчаный откос и большая поляна. ( В глубине леса дер. Ключи). Там - лесничество, знаменитый родник, магазин плохенький, продавец живет в доме напротив, а хлеб можно купить только у местной жительницы, которая его печет на продажу.
По понятным причинам, наш экипаж с содроганием думал о дальнейшем плаванье на “Щуке”, и решено было нас пересадить в “Таймень”, а Геннадию с Ольгой взойти на “щущий” борт. Надо сказать, что в их опытных руках она присмирела и ни разу не позволила взбрыкнуть и скинуть седоков.
Дальше до Турков ничего сложного. Есть стоянки. Кажется, мы стояли на левом берегу в молодом сосновом лесу (посадки). Там может наведаться лесник, рано по утру. Разъяснить, что в ельнике нельзя разводить костер, с ним можно договориться, заплатив небольшой штраф. Напротив, немного вниз по реке дер. Агеевка, Колычево - чуть сзади.
Отплыв с этой стоянки рано утром к обеду были уже в Турках. Это небольшой уездный городишка.
После Турков, почти сразу за городом, препятствие в виде старой разрушенной плотины, там очень быстрое и “прижимное” течение. Заходить аккуратно и лучше, наверно, предварительно осмотреть. Хотя даже мы прошли его несколько нервно, но успешно
Дальше река сужается, много песчаных пляжей. Но хорошее место искали долго.
Примерно, через 2 часа сплава вышли на небольшой песчаный пляжик, а в глубине на опушке леса прекрасный длинный стол со скамьями. Кажется, там на дереве или просто, отдельным щитом, есть табличка, что разводить костер запрещено. Возможно, в выходные дни там занято, так как город недалеко. У нас там был отличный “праздничный” ужин.
Запомнился тем, что мы к нему долго готовились (жарили куриные окорочка, закупленные в городе, рубили салат, что- то там ещё готовили замысловатое) и вот, наконец, расселись, сдвинули кружки. Ну, и где же? Ищем водку - водки нет. Решили, что забыли на берегу, который осматривали чуть раньше, выбирая место; поверху, через лес сбегали туда. Очень поразили местных ребят, нашими поисками. “Как это можно ВОДКУ потерять?”.
Прощальный ужин безнадежно испорчен, и вдруг ЭВРИКА, зная странную конструкцию “Щуки”, решаем поискать получше и точно, обнаруживаем под баллоном закатившиеся бутылки. (У Димы своя версия этой находки: он в сердцах пинает “Щуку”, и лодка отзывается не характерным для неё звоном. И озаренный Димка извлекает из её складчатых недр пропажу).
Утром, как всегда отплываем пораньше, что бы быть в Аркадаке днем. Последний участок реки очень извилистый, завален топляком, течение быстрое. Для нас - это два часа сплошного адреналина и лавирования между Сциллой и Харибдой.
Потом река успокаивается, берега становятся очень высокие, ширина метров 30- 40. Но ненадолго перед Аркадаком снова сужается, где-то там и старая плотина, но сейчас она совсем не опасна, только шумит и бурлит.
Далее, чувствуется приближение города, русло спрямляется и тянется вдоль железной дороги, а перед самым городом Хопер разливается настолько, что сильно мелеет - дно прямо под ногами, т.е. под лодкой. То и дело натыкаешься на бредущих поперек русла граждан.
Встали мы перед автомобильным мостом на левом брегу. До станции, примерно, километр, если идти вдоль железной дороги. Там купили билеты на проходящий московский поезд. Отправляемся на следующий день в 16.00. Но стоит предупредить, что с билетами могут быть сложности, места были только в купейном вагоне, да и то последние.
Прощай Хопер – наш первый “учитель”, когда-нибудь мы ещё вернемся на твои крутые берега.