Для ловли сома на Хопре более 10 лет использую классическую донку, поскольку для этого вида рыбалки она сохраняет свою актуальность, несмотря на многочисленные общеизвестные недостатки. Учитывая их и исходя из накопленного личного опыта «дедовская донка» была мной максимально усовершенствована. Основным в разработанной конструкции является то, что она:
1. Позволяет выполнять заброс снасти без предварительного разматывания лески на берегу (работает по принципу безынерционной катушки).
2. Обеспечивает максимальную информативность поклевки (колокольчик все время находится в рабочем состоянии).
3. Имеет повышенную надежность - не за счет традиционной «кондовости», а благодаря приданию ей эластических свойств (оснащена специальным резиновым амортизатором).
Снасть представляет из себя сталистый пруток диаметром 6 мм и длиной 140 см, на котором закреплена рукоятка, позволяющая легко загонять его в любой грунт на глубину полуметра. К прутку крепится пластиковое мотовило (В) длиной 40 см, наружный край которого оставляется открытым (типа узкой вытянутой шпули).
Под сматываемую леску на мотовиле делается небольшое углубление и при этом все края закругляются для свободного схода лески при забросе. С противоположной стороны шпуля оклеивается пористым полиуретаном, в котором фиксируются крючки при сматывании. Кстати – по началу, я пытался использовать в качестве мотовила обычную невскую катушку, расположив ее боком – при этом сброс нормальный, но леска сильно завивается спиралью, и в итоге путается.
На верхнем конце прутка крепится пластиковый фиксатор лески (А), в который она пропускается после заброса (полутюльпан).
Двадцатью см ниже от него к прутку крепится канцелярский зажим для бумаг (Б), металлические «губки» которого оклеиваются резиной, чтобы они не царапали леску, петля которой зажимается ими при настраивании снасти. Данные зажимы (использую самый маленький их размер) удерживают леску при ее натяжении силой порядка 1 кг – это гарантирует от ложных срабатываний донки.
И наконец, амортизатор. В качестве него использую резиновые фиксаторы автомобильных запасок в багажнике «классики», разрезаемые по длине на 3 части. На концах этих фиксаторов имеются специальные отверстия – в одно из них крепится металлическое кольцо, через которое пропускается нижний отрезок доночного прутка перед его втыканием в берег, а в другое – двойной крючок для жесткого крепления лески (Г). Леска крепится с использованием принципа безузловой вязки, при этом для исключения травматизации лески на загибы крючка надевается термоусадочная трубка (можно использовать и подходящий по диаметру обычный виниловый кембрик).
Это то, что относится в «железу». Собственно донка это – 50 метров японской лески Sunline Queen Star диаметром 0,74 c двумя 35 см поводками (крючки Owner 3/0 модель 5111-131 с заточкой Cutting Point) и 250 граммовой свинцовой «ложкой» на конце. Для заброса такого груза (дальность около 40 метров) поводковая часть снасти делается отстежной, присоединяемой с помощью мощного Canelle’вского кольца овальной формы, на которое плотно надевается 2 см отрезок виниловой трубки – за нее и выполняется раскручивание и заброс донки. Обрезиненные перчатки при этом тоже не лишние.
Перед забросом, основание донки с предварительно продетым в неё кольцевым концом резинового амортизатора плотно, до самого основания вгоняется в грунт. При этом снасти нужно придать несколько наклоненное положение в соответствии с намеченной траекторией полета груза. Отматывается метра 2-3 лески и чтобы не было преждевременного разматывания она фиксируется легкой петлей в одно из специальных отверстий мотовила (их хорошо видно на фото). При забросе петля освобождается и леска легко сходит с мотовила, не путаясь и не препятствуя дальности полета снасти.
И в конце – самое основное: настройка снасти. После того как груз ляжет на дно нужно снасть установить вертикально, затем выбрать свободную часть лески, а её рабочую часть с помощью безузловой вязки надежно прикрепить к крючку резинового амортизатора, затем излишки лески пропускаются через верхний фиксатор-полутюльпан, сматываются на мотовило и фиксируются на нем. При этом амортизатор должен оставаться лежащим на берегу, вытянутым в направлении основной лески. После этого, потянув за леску вниз от полутюльпана, поднимаем амортизатор до угла примерно 45 градусов и в этом положении фиксируем, закрепив петельку лески в вышеописанном канцелярском зажиме. После этого подвешивается колокольчик (на фото в качестве сигнализатора поклевки показан фонарик (Д). На заброс снасти и её настройку уходит около 1 минуты.
При поклевке, если она не достаточно мощная, снасть работает как обычная донка, но если рывок рыбы превышает 1 кг – петля выскакивает из зажима и начинает активно работать амортизатор, закрепленный на основании штыря в нижней точке снасти – на него приходится вся нагрузка, и вытащить снасть из земли у рыбы шансов нет (в отличие от ситуации, если бы леска оставалась бы зафиксированной наверху).
При этом колокольчик не только остается в рабочем положении, но благодаря тому, что амортизатор его дополнительно отбрасывает, начинает звенеть как при пожаре - его очень далеко слышно, что очень важно при облавливании береговин большой протяженности. Собственно, пока рыболов бежит до снасти, амортизатор призван также какое-то время заменять работу рук рыболова, без которой крупная рыба может просто порвать глухую снасть. Ну а дальнейшее – уже целиком зависит от мастерства самого рыболова.
На последнем фото показан вариант завозной донки – вместо мотовила крепится катушка, все остальные компоненты снасти аналогичны вышеописанным.