Раньше для меня существовало только два вида мужчин, тратящих свое время на рыбалку. Одни едут к «живой воде» за радостью общения, рыбалка укрепляет физические силы организма, мобилизует нервную систему – короче говоря, настраивает их на активную деятельность в мегаполисе. Другие – это те, кто когда- то в прошлом не решились напрямую разобраться с источником своей боли или гнева и поэтому бегут подальше от жизненных проблем туда, где целенаправленные действия всегда дают нужный результат. Теперь для меня все изменилось.
Недавно я была в командировке на островах Индийского океана. И вот в последний день коллеги позвали меня – «за компанию» – на рыбалку, а точнее, на «троллинг». Подумав, что эта очередная попытка показать мне «настоящую рыбалку» закончится, как и все прочие, крахом, я все же согласилась. Мы вышли в открытое море в девять утра по местному времени на двухмоторном катамаране с восемью удилищами в специальных подстаканниках. Каждое с надежной двухскоростной мультипликаторной катушкой с толстенной, в 4 мм, леской и приманками в виде осьминожек-октопусов.
Услышав от местного рыбака, хозяина лодки, что, скорее всего, клюнет не раньше чем часа через два, я надвинула на глаза пальмовую шляпу и решила досмотреть свои утренние сны. Но не успел мой мозг даже чуть- чуть погрузиться в дремоту, как катушка на моем спиннинге подала голос. Звук трещотки, победный клич, известил всех нас, что рыба повелась на приманку, и меня тут же растолкали с криками: «Аня! Клюет! Вставай, ты – первая!» На взрыве адреналина я бросилась к специальному креслу, предназначенному для борьбы с рыбой. На борту начался настоящий ажиотаж: кто-то бросился к удилищу, чтобы переставить его в держатель на моем кресле, кто-то побежал за подсачеком и специальным крюком, а рулевой начал резко сбавлять ход. Одновременно четыре мужика что-то кричат мне, пытаются за считанные дорогостоящие секунды объяснить, как правильно орудовать удилищем и катушкой, чередуя натяжение и ослабление лески. Страх, суета, восторг, паника, ликование, радость, отчаяние, физическая и эмоциональная усталость – все это накрывает тебя с головой и отпускает только тогда, когда откуда-то издалека ты начинаешь слышать поздравления с дебютом и видишь лежащего перед тобой на палубе оглушенного палкой огромного 12-килограммового тунца.
И тогда к тебе приходит целительное для души и тела ощущение полного единения с миром, с водой, с добычей. Напряжение сменяется необыкновенным воодушевлением. Оно не привязано ни к какому-либо событию или объекту: ты просто ощущаешь какую-то неделимую общность со всем окружающим миром, чувствуешь себя его частью.
Вот этот необыкновенный чувственный опыт и перевернул картину моего женского мира.
Какими я вижу рыбаков теперь? Я вижу их счастливыми. Совершенно разными, но по- своему счастливыми людьми.
Село Кежма основано в 1665-м, сожжено в 2011-м… Кинематографисты всего мира отдали бы многое, появись у них возможность запечатлеть последние секунды, дни, месяцы затонувшей Атлантиды. Не каждому дано увидеть, а тем более запечатлеть на экране тот мир, те ландшафты, которые вскоре навсегда скроются под толщей воды... Автору фильма «Последняя рыбалка Тамары» удалось. Живописные, манящие берега Ангары не повторятся больше нигде и никогда. Безвозвратно ушли они на дно водохранилища Богучанской ГЭС. Вместе с селом Кежма, уничтоженным пожаром. Та короткая по историческим меркам пауза между селом и дном водоема — огромный пустырь, становится предметом паломничества сибирячки Тамары, выселенной из родного села в 2011 году. Тамара прожила в Кежме 50 лет, а до неё жили здесь многие поколения кежмарей. Они ловили рыбу, охотились, строили крепкие хозяйства, передавали их из поколения в поколение — всё это теперь сломано, сожжено, развеяно по ветру и смыто с лица земли. Тамара едет на родину — в последний раз насладиться рыбалкой и сквозь слезы взглянуть на этот пустырь. Пока есть такая возможность. Драма Элины Астраханцевой перекликается с «Прощанием с Матёрой». Кино без пафоса, полное горечи и ностальгии. Про ушедшую под воду жизнь, про самобытную старожильческую культуру русской Ангары. Тамара жила здесь в большом густонаселенном селе Кежма. Теперь в энциклопедии село значится как «упраздненное». Со строительством Богучанской ГЭС «под воду» ушла разнополосная, разноголосная жизнь. Тамара бродит по голой степи, показывая, какие здесь были улицы и перекрестки, дома, рассказывает о соседях, о друзьях. Куда бегали купаться. Где ловили рыбу. Вспоминает сорта рыб, которых уже и в помине нет. …Они не уезжали до последнего, смотрели, как горят их дома. Некоторые сами поджигали, чтобы чужие по дому не шныряли… Рассказывает, как поехали из горящего села на кладбище прощаться и просить прощения. Призы и участие в фестивалях: Приз национальной премии «Страна» в номинации «Оригинальная идея», «Лучший фильм о природе» на Международном фестивале «Восточное Поморье». Режиссер и продюсер: Элина Астраханцева Операторы: Евгений Николаев, Андрей Шицов, Юрий Заяц, Звукорежиссер: Александр Иванов Киностудия "Архипелаг" Кинокомпания "Кедры" 2013 г. Пусть вечно услаждает взор любимый батюшка – Хопёр!
Хороший фильм ! Жалко людей, но увы такова жизнь. Настоящая русская сильная женщина она все стерпит, очень сильная! П.С америкосы в шоке На безрыбье и рюмка - поклёвка.