Сейчас, вспоминая то, как решался вопрос света в моих рыбацко-туристических поездках и походах на протяжении более 30 лет, на память приходят парафиновые свечки, керосиновые лампы, фонарики - «жучки» и другие анахронизмы, достаточно быстро сменявшиеся все более и более современными средствами индивидуального освещения. В то же время, прогресс в вопросе общего энергообеспечения туристических лагерей, стоянок и кемпингов всегда был не так ощутим - аккумулятор машины и до настоящего времени в подавляющем большинстве случаев всё ещё является основой при решении этой проблемы. Ориентируясь на собственный опыт, могу утверждать, что машинные аккумуляторы, поработавшие сезон-другой «во славу» этого, затем долго не живут. Тем боле, что имеется естественная потребность во все более цивилизованном отдыхе, а музыка, TV, телефонные и другие зарядники, DVD-плейеры, ноутбуки и др. тоже достаточно «прожорливы». Мной было испытано три пути обеспечения автономной электрификации рыболовно-туристического лагеря. МВИТ – металло-воздушный источник тока. Это блок из нескольких резервуаров (я использовал 4), куда заливается обычный раствор соли и помещаются специальные металлические пластины. Не прижился. Производители явно завысили возможности этой «электростанции 21 века». Слишком хлопотным было постоянное поддержание ее работоспособности, срок службы анодов не соответствовал заявленным и др. Эффективность МВИТ явно уступала испробованному в то же время (около 5 лет назад) бензиновому двухтактному генератору Субару, мощностью 2,5 кв. Конечно – свет от генератора практически как дома, можно подключать хоть холодильник и др. Да, подобные генераторы – это, конечно, реальный прогресс в большом палаточном туризме, но… Ощутимый вес и громоздкость, шумность, дымность и «пахучесть», необходимость отдельной «ЛЭП», немалого запаса горючего и другие отрицательные моменты – от этого не уйти. Особенно сильно была «подмочена репутация» этой чудо-техники, когда она однажды не завелась (по закону подлости в этот момент в лагере ночевали одни женщины и их последующая обоснованная мотивировка была доходчива). То, к чему в итоге я для себя пришел, было связано с приобретением лодочного электромотора в комплекте с тяговым аккумулятором Minn Kota. Ощутив возможности подобных «многоцикловых» и выдерживающих самый глубокий разряд аккумуляторов, я для себя сделал выбор в их пользу. Основное – простота в обращении, доступная любому пользователю, и, при наличии самого элементарного контроля (вольтметр, автотестер) - прогнозируемость ситуации со светом. Из отрицательных моментов – это стоимость и необходимость, хоть и достаточно редкой, но подзарядки. Последняя проблема легко решается, если в качестве такого аккумулятора используются стартово-тяговые рулонные батареи, типа «Оптима» - их легко зарядить непосредственно от генератора автомобиля. Для чисто тяговых – только зарядное устройство-автомат и обеспечение возможности его подключения к сети в ближайшей деревне. Последние годы нам исправно служат тяговый аккумулятор Minn Kota 27 DC 105 а/ч в паре со стартово-тяговой батареей Optima YellowTop 5,5 L 75 а/ч, при том, что помимо энергообеспечения жизни палаточного лагеря, на них лежит и питание лодочного электромотора Minn Kota Endura 30. В качестве основного зарядного устройства хорошо себя зарекомендовал трехрежимный прибор Сонар УЗ 207.03 (15 ампер с регулировкой). Контроль за процессом зарядки не нужен, он полностью автоматизирован с выходом на длительный поддерживающий режим. Что касается ламп для освещения лагеря, то здесь абсолютный приоритет за энергосберегающими светильниками, не только в плане их экономичности, но и по световому эффекту. Наиболее отчетливо я это ощутил на примере сравнения света автомобильной переноски (стандартная лампочка 21 ватт) и немецкой 12-вольтовой люминесцентной лампочки ALADIN 3000, мощностью 12 ватт. Различие поразительное, не смотря на меньший, на 9 W ток потребления, свет от этой «волшебной лампы Алладина» необыкновенно яркий и создает в палатке поразительный домашний уют за счет удачного бело-желтого спектра (примечательно, что цоколь у нее как у обычной бытовой лампы накаливания). Фото 4 в моем "палаточном" обзоре наглядно демонстрирует возможности этой лампы по освещению нашей «беседки» площадью 3х3 м. К сожалению, подобная лампочка достаточно эксклюзивна, а добиться подобного же эффекта от широко сейчас представленных в продаже люминесцентных китайских автопереносок достаточно проблематично – при мощности в 8 ватт, свет от них какой-то слабый, с голубовато-белым оттенком, слишком «холодный». Проблему удалось решить заменой их световых элементов (F8T5D.D), на аналогичные по мощности, но с «теплым» спектром, а именно - FL16 8/840 G5 от фирмы Comtech. В итоге двумя такими лампами, с суммарной мощностью 16 ватт мы легко освещаем хозблок площадью 3х6 м (его «кухонную» и «столовую» зоны) . И в заключение рассказа о свете в нашем туристическом городке – маленький штрих: садовые фонари на солнечных батареях. Они оказались очень удобны для обозначения наиболее «опасных» палаточных растяжек, да и в целом способствуют уюту и ночному спокойствию в лагере. Ну и коротко об индивидуальном освещении. Фонарей сейчас много, всяких и разных. Главное, чтобы они, когда надо были под рукой и не подводили в нужное время. Пример из моего хоперского опыта. Несколько лет назад, устав от дневного бесчинства мелочи, я решил попробовать ночную ловлю с лодки на кольцо. Сработало, но при вываживании одного из лещей в воду с кормы упал основной рабочий фонарь и остался только налобник, батарейки которого начали тоже как назло быстро «садиться». Уже ближе к рассвету после очередной поклевки почувствовал тяжесть, но такую как будто поднимаю со дна здоровенную корягу - ни рывков, ни потяжек. Медленно подвожу "корягу" к лодке и в мерцающем свете налобного фонаря вижу контуры здоровенного сома, находящегося в каком-то сонном оцепенении - других объяснений, почему эта громадина дала себя спокойно подтянуть к лодке, не нахожу. В азарте хватаю багор и всаживаю его куда-то в район сомовьей пасти. И тут этот парень проснулся. Лодка - четырехсекционная «Романтика-2», моментально черпанула бортом литров 50 воды, а я бросил багор, т.к. исход этой борьбы в условиях практически полной темноты был печально предсказуем. Да, скорее всего свет не помог бы, но кто знает. Света-то не было… С тех пор 3 запасные пальчиковые батарейки для налобного фонаря всегда при мне. В целом по фонарям – наиболее удобны, конечно, налобники со светодиодами. Такая вещь как фонарь-прожектор с галогеновыми лампами имеет очень ограниченный круг применения, но его в любом случае иметь необходимо. В длительных поездках и без возможности подзарядки - аккумуляторные фонари менее предпочтительны, чем батареечные. Еще один минус аккумуляторных фонарей – внезапное прекращение работы в случае их разряда, батарейки же «сдаются» медленнее и их всегда можно своевременно заменить. И еще из практики – в конце длительной поездки (как к ней ни готовься) «световой» запас почему-то иссякает, садятся вовремя не подзаряженные аккумуляторы, заканчиваются запасные батарейки, что-то обязательно теряется и др. В этой связи неплохо себя зарекомендовали фонари, в том числе и налобные, от фирмы Expedition, обеспечивающие в случае необходимости возможность осуществлять их механическую подзарядку. И в конце о фонарях, которые мы предпочитаем в «облегченных» походах. В дополнение к налобникам очень удобны комбинированные фонари от фирмы «Яркий луч», обеспечивающие возможность в зависимости от положения рефлектора давать как направленный свет, так и рассеянный, например, для освещения туристического столика, над которым этот фонарь легко подвесить.
|