Этой осенью сбылась моя давняя мечта: сплавиться на байдарке по Хопру. Такой поход я задумывал очень давно, но до сей поры, обстоятельства не позволяли сделать это. В традиционный летний поход по Свапе-Сейму я этим летом по ряду причин также не попал, поэтому желание сплавиться стало почти навязчивым. Вообще мы хотели плыть в конце августа, но извечная проблема отпусков не оставила выбора и вот окончательныая дата 17 сентября. Первоначальный маршрут был таковым: старт мост через р. Ворона перед самым Борисоглебском, далее через несколько км впадение в Хопёр и затем вниз по реке через Хопёрский заповедник, Новохоперск и далее. Конечной точкой должен был стать Урюпинск. Итого примерно 135 км. Срок 4-5 дней. Протяженность заповедника по реке составляет 50 км. Заброс я планировал автобусами Курск-Воронеж, Воронеж-Борисоглебск. Про особенности нахождения на территории заповедника подробно было написано на их сайте:
* На стоянке у п.Варварино нужно оплатить проход по р.Хопер, можно посетить музей. Нахождение туристов ниже по течению р.Хопер от п.Варварино без разрешения считается нарушением заповедного режима и штрафуются от 1000 рублей и выше каждый член группы. По ходу движения по р.Хопер разрешаются стоянки (ночевки) вотведенных местах (обозначены аншлагами) не более 3суток на весь маршрут (3 ночевки). 1-я ночевка – 800 метров от начала границы заповедника, на острове. 2-я ночевка – у п.Варварино, квартал №122 – 26 км от первой ночевки. 3-я ночевка – «Роговая коса», квартал № 141 – 10 км от второй ночевки После 3 ночевки – 15 км до конца маршрута Остановки вне обозначенных мест запрещены.Разрешены: лов рыбы удочкой, спиннингом без дополнительной оплаты,разведение костра на стоянках с соблюдением правил пожарной безопасности. Соблюдение чистоты и порядка обязательно. *
Если с заповедником было все понятно, то Урюпинск не порадовал. Позвонив на жд и автовокзалы узнал, что прямых маршрутов до Воронежа нет. Решение нашлось. Точка старта перенеслась на 28 км восточнее Борисоглебска: мост через Хопёр автомобильной трассы М6 возле села Третьяки. Финиш – Новохопёрск. Дистанция 140км. Зато с транспортом проблем нет. Кроме моего напарника Алексея, предложил принять участие Командору и I.M. У них та же вечная проблема: желание есть, а возможности нет. Так как маршрут был незнакомый, вдали от дома и предполагал довольно быстрый темп, решили больше никого не звать и поехать вдвоем. Внезапно выяснилось, что нас может забросить мой кум, но только в пятницу вечером. В итоге стартовали вечером в пятницу 14 числа в 19:30 из Курска. На место старта прибыли в 2 часа ночи. При свете фар поставили палатку, замутили на газовой горелке по кружке чая с печеньями и легли спать.
Кум остался ночевать с нами, чтобы завтра проводить нас и спокойно отдохнувшим поехать в Курск.
День первый.
8 утра подъем. Я вылез из палатки. Парни вставать еще не хотели. Пошел посмотреть подход к самой реке, заодно залез на мост.
Первое впечатление – Хопёр широкий, метров 70. Течение тоже заметное. Но что самое главное, так это вода - мутняк полный, видимость не более полуметра в глубину. Очень странно, ибо Хопер позиционируют как чуть ли не самую чистую реку в Европе. Прямо под мостом находится небольшой пляж, с которого решили стартовать. Дальше сборка Байды, завтрак и старт в 11: 00. Кум сфоткал нас на прощание и поехал в Курск, ему предстояло 470 км на машине, а нам 140 по реке.
На воде сразу почувствовалось, что лодка идет легче, чем по Сейму. Проплыли километров пять и по речке пошли встречаться рыбаки. Один из них, не дожидаясь даже когда мы подплывем, выпалил, что дальше одни коряги и течение, и чтобы смотрели в оба, а стать от Песков до Борисоглебска вообще будет негде. Тут же добавил, что температура воды 15 градусов, а под ним рыбы вагон, вчера поймал леща на 7,5 кг. С таким напутствием мы и поплыли дальше, ожидая полный треш, угар и содомию. Однако дальше были поваленные деревья на всем протяжении сплава, но объезжать их не вызывало никаких сложностей. Эх, не видел этот мужик нашей Свапы.
В Песках остановились набрать воды. Там же река раздваивалась, нам посоветовали плыть по правому руслу. Пришлось обносить мост. Хотя неизвестно, где бы мы потеряли больше времени, в камышах или на мосту.
Типичная растительность берегов Хопра – лиственные деревья и бешеный огурец. Несмотря на обещания мужика, мест возможной стоянки попадалось очень даже много. Вот в одном из таких мы и стали в 7 часов вечера. Находится оно не доходя километров пять до Петровского.
Что примечательно, оно не имеет подходов с суши. В 8 часов уже начало темнеть. Поужинав первый раз на костре, легли спать. Прошли в этот день 32 км. Даже не поверилось сразу.
Такое вот непуганое местное население.
День второй
Ночью спалось комфортно, несмотря на холод. Утро тоже не предвещало ничего плохого. Было даже солнце. Хотя прогноз обещал весь день дождь. Тем не менее, позавтракав традиционными овсяными кашами и консервами, мы двинулись в путь. Проплыв час и миновав Петровское, небо начало быстро затягивать. Начал моросить мелкий дождь. Сидеть и пережидать его под клеёнками смысла не было, это на долго. Накинули дождевики и поплыли дальше. Прошли поворинский ЖД мост. Поднялся сильный ветер и волны на реке стали как морские. Один раз волна даже захлестнула через нос и обдала меня, итак мерзнущего, холодной водой.
Так проплыли бесконечно тянущуюся деревню Рождественка, дальше начался лес по обеим сторонам. По такому холоду и дождю возникла идея стать где-нибудь и закипятить на газу пару кружек чая с пряниками. Вот издали на обрыве показался какой то рыбацкий домик.
Обстановка навеяла воспоминания фильмов ужасов, да и пользоваться чужой собственностью как-то не хотелось. Возможно дождь и холот давал такое восприятие. В общем останавливаться передумали. Так мы и плыли дальше, останавливаясь только по нужде. Как пролетело время, мы не заметили. Под вечер кончился дождь, небо стало растягивать. Вот наконец показались пейзажи Борисоглебска, а затем в лучах проглянувшего солнца и заветный автомобильный мост на Волгоград.
В ближайшем за ним месте и решили стать. Нашли какой-то крутой песчаный берег, а на вершине пятачок.
Так приятно он выглядел утром. Песок на самом деле очень холодный. Все, здесь, уже садится солнце, да и искать дальше что-то более подходящее нет ни сил ни времени. Как только вылезли на берег, меня стало колотить. Леху тоже. Кое-как, дрожащими от холода руками и ногами занесли байдарку. Сразу переодеваться в сухую одежду. Болоньевые дождевики не выдержали хоть и не сильного, но продолжительного дождя. Все, что было под ними, оказалось мокрое насквозь. Ммм, термобелье, сухие трусы, комбез и куртка, какой кайф. Жизнь налаживается. Ставим палатку, залезаем и разжигаем газ, сегодня трапеза внутри. Как выяснилось, на ужин двух человек хватает всего 1,5 литра воды.
Наверное, никогда я так не был рад этому Ролтону, тушенке, огурцам и помидорам как сейчас. Две кружки чая. Голова коснулась коврика, сознание померкло…
День третий
Сон без сновидений, будильник. 7 утра. Даже ни намека на плохое самочувствие, хотя я опасался. Как оказалось, вчера прошли 40 км. Жесть. Высунув нос из палатки, тут же решили завтракать опять внутри. Солнце проглянуло только часов в 9. Вчерашние вещи были все мокрые и без шансов на высыхание. Наконец выползли из палатки. Мимо проходил какой-то рыбак, который справился откуда мы и куда, а потом сказал что близ Хопра, на границе заповедника хотят добывать никель. Хоть и идут серьезные протесты, но как всё решается в стране, все знают. Соответственно при положительном решении экологии будет нанесен ущерб, уровень воды упадет и еще наступит много других печальных последствий. «Пользуйтесь моментом, ребятки, пока можно»,- сказал он нам и пошел дальше. На этой не очень радостной волне мы стали собираться. Обнаружили вот такую веселую картинку.
Не сговариваясь, решили, что это очередной креатив от деда Веньки. Утренний пейзаж по сравнению с вчерашним вечером просто сказка.
Все, что висит, мокрое насквозь.
Двинулись дальше. Сегодня предстояло 40 км, без вариантов, поскольку до первой стоянки всего 16, а больше нигде останавливаться нельзя. Берега у Хопра стали крутыми и обрывистыми, на них сплошной лиственный лес. Очень часто встречались поваленные деревья, а еще чаще длинные песчаные косы. Через 15 км. началась территория заповедника, где нас ждала выхухоль Маша. О его границе предупреждала лишь скупая табличка, установленная на левом берегу.
Через пару километров 1-я разрешенная ночевка на острове. Остров оказался не очень большим, но с привлекательным песчаным берегом. Мы решили остановиться перекусить.
Как видно чистоту соблюдают и здесь. Дальше на реке нас отловил охранник. Проверив документы, он сказал что пропуск может выдать и здесь. На том и порешили. Проход стоит 400 р. с человека.
Вот такой пропуск
1 чел – это по-видимому я. Инспектор предупредил, что дальше мы проплывем Кутиху, там будет еще один его коллега, место мол хорошее, но раньше было можно стоять, а теперь нельзя. Вот так выглядит Кутиха. Место действительно стоящее, но увы.
Вот такой живописный рельеф попадался по пути
А это горки, на которых стоит деревня Алфёровка, прямо перед местом стоянки.
Само же Варварино с берега не видно. Место стоянки метров на 500 ниже по течению. Хорошо, что пропуск выдали на реке, идти искать дирекцию в деревню как-то не хотелось. Место стоянки выглядит так:
Много дров, пни, на которых удобно сидеть, мусорка, и абсолютно безлюдно. Как сказал нам инспектор, летом в этом месте становится по 45 человек. Что ж еще один плюс осеннего времени. Договорились, что от финиша нас тоже заберет мой кум.
День четвёртый
Встали рано, но со сборами не спешили. Это был последний день, и 25 км. до Новохопёрска. Поснимали местную фауну и достопримечательности.
Много грибов
Вот такая наша навигация, никаких этих ваших жопорезов GPSов
Не спеша отчалили где-то в 12 часов. Проплыв 10 км от ночевки, увидели последнее разрешенное место: «Роговая коса». Место тоже привлекательное.
На длинных песочных косах много следов зверей.
Река.
Осталось последних 15 км. Над головами начал кружить СУ-25, делавший пилотаж и учебные стрельбы. Судя по всему, рядом полигон и авиабаза. Звук конечно очень громкий. Стебанулись с того, что ранее прочитали на плакатах «Запрещается включать на полную мощность радиоприемник и магнитофон».
Вот показались первые домишки Новохопёрска, а за ними и автомобильный мост. Причаливаем к правому берегу на городской пляж. 16:00. Кума ждать еще часа полтора.
Вытащили сушить байдарку, сами замутили чай. Подъехал кум, собрали лодку, последний взгляд на реку, все, домой. С собой увозим приятные воспоминания, о новой реке, новом маршруте, и о еще пяти днях почти летнего отдыха. Почти, потому что минус только один: холодная вода, поплавать как летом, понырять с ластами и маской к сожалению не получилось. Ничего, в следующий раз можно ехать летом, большой веселой компанией и на боле долгий срок в матрасном темпе. Оно того стоит! В заключение, всем, увлекающимся сплавами, рекомендую ознакомится, причаститься и поучаствовать. Река спокойная, природа очень красивая, мест для стоянки очень много, малолюдно.
Благодарности: Спасибо нашим семьям за понимание переживания и поддержку. Огромное спасибо куму, за организацию заброски и эвакуации. Благодаря ему, мы увезли только приятные воспоминания, без заморочек с длительной дорогой. Спасибо за внимание тем, кто осилил и прочитал до конца отчет. Алфавиту спасибо за любезно предоставленные буквы.
|