Воскресенье, 22.10.2017, 09:19
Мой Хопёр
Главная страница | Форум | Новое на форуме | Фотоальбомы | Гостевая книга | Словарь | RSS | О Нас
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Обмен ссылками
  • Записки о рыбалке от Loveranglera
  • Хопёр
  • ВО ФРС

  • Союз Рыболовов
    Рыбалка и охота в Камышине Магазин Пескарь

    Наша кнопка:



    Получить код кнопки:


    Мы в интернете

    Прогноз погоды

    Баннеры
    Мы против платной рыбалки в России!

    Статистика

    Яндекс цитирования

    Рейтинг@Mail.ru

    Главная » 2010 » Апрель » 15 » 16 апреля – Никита Водопол. Угощение Водяного. Праздник Рыболовов.
    17:26
    16 апреля – Никита Водопол. Угощение Водяного. Праздник Рыболовов.

    Период с 16 апреля по 5 мая, в народе называли - оживление весны, снег уже растаял везде, даже в низинах, а по реке вовсю несутся, наскакивая друг на друга, последние льдины. Много бед приносит людям весенний паводок. Выйдет река из берегов - и тут уж берегись: быстрая вода сметет все, что попадется ей на пути. Поэтому особенно было важно заранее знать, что ждет рыбака весной. В старину любой рыбак мог определить высоту паводка по самым разным приметам - например, по высоте гнезда кулика или по кротиным «ходам». Крот никогда не станет рыть землю ниже границы будущего паводка. Перед паводком из низинных мест убегают мыши.
    По рыбацкому поверью, на Никиту Водопола просыпается от зимней спячки Водяной - особенно, почитаемый рыболовами. Водяные, по мнению русских крестьян, жили везде, но больше в глубоких местах и омутах. Считалось, что зимой водяные спят, но весной, как раз в день Никиты, просыпаются голодными и сердитыми. Тут царя вод непременно надо задобрить специально откормленной лошадью, которую приносили в жертву. Но так было в старые времена. В XIX веке лошадь заменили хлебными крошками.
    Какой вид имеют водяные - неизвестно. Водяной - тот же черт, слетевший с неба, может принимать на себя различные виды, какие он только захочет, а чаще всего показывается в образе рыбы необыкновенной величины. Однако в 1874 году было опубликовано одно-единственное описание такого «водяного человека», а если не самого водяного, так уж точно его родича: «Раз, говорят, поймали такого человека, а его нельзя поймать, потому что он хоть какую сеть хвост порежет, он у него как пила. Так, рассказывают, как поймали, так он три дня в кадушке жил. Сидит, согнулся, глаза вытаращил и внимательно так смотрит, такой же человек, только в чешуе и с хвостом, а на груди плавники, как у рыбы. Как выпустили его в море - так он то нырнет, то вынырнет, и в ладони бьет, и гогочет, только не говорит».
    Водяной топит тех людей, которые забыли Бога, во время купания или при переезде через реку. На Руси в реке боялись купаться без шейного креста и вечером после заката солнца.
    Многие суеверные рыболовы приходили в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходило у них так. Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыхами. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перейдет на другую реку. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. 16 (3 по старому стилю) апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкой, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседний водоем. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорил: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Те рыбаки, что не могли утопить лошадь, приносили водяному духу - кто хлеба краюшку, кто пшенной каши, кто от курицы потроха. Все одно - подмога нужна и рыбам, что в глубине речной рост по весне берут. Считалось дурным предзнаменованием, если жертвоприношение не последует или с ним запоздают, или если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды, - весь сезон он будет рвать снасти, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет куда-нибудь сам. Если Водяной принимал гостинец, это означало, что он будет весь год благосклонно относиться к рыбаку, оберегать его снасти и подманивать к своему избраннику самых крупных рыб, оградит его от бурь и ненастья, а также других бед, случающихся на воде. Если все обходилось благополучно, рыбаки рассаживались на берегу - и с радостью проводили всю ночь в пьянстве, празднуя начало сезона рыбалки по открытой воде. Повсеместно перед началом лова в этот день рыбаки, не участвовавшие в ночном угощении, еще раз "кормили", угощали водяного. Ему бросали две - три рыбины из первых выловленных, крошки хлеба, остатки вина в склянке, оставшегося после празднования, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: «На тебе табачку, а нам дай рыбки». Чтобы весь год был хороший улов рыбы, забрасывая в первый раз снасти, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: «На тебе, водяной, лапти, загоняй рыбу!». Рыболовы также замечали: «Если лед не пройдет в этот день, то рыбный лов в этом году будет самый худой».

    Коли своей лошади нет или жалко, можно увести и утопить соседскую, и тогда (если не поймают, за кражей) - весь год рыбалка будет удачной.

    Водяной

    Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.
    Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Однако есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах.
    Когда в половодье от весеннего таяния снегов или от долгих проливных дождей выступит река из своих берегов и стремительным напором волн поломает мосты, плотины и мельницы, крестьяне думают, что это водяные подпили на свадьбе, предались буйному веселью и пляскам и в своей гульбе разрушили все встречные преграды. Ну а когда жена водяного должна родить, он принимает вид обыкновенного человека, является в город или деревню, приглашает к себе повивальную бабку, ведет в свои подводные владения, а потом щедро награждает за труд серебром и золотом. Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребенка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но томился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребенок оказался детищем водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено. Впрочем, если водяной идет в люди, пусть и приняв человеческий облик, его легко узнать, потому что с левой полы его постоянно капает вода: где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться - и с волос струится водица.

    В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережет пловца - или топит его; дает рыбаку счастливый улов - или рвет его сети. Случается, что рыбаки, подымая невод, вытаскивают вместе с рыбою и «водяного чуду», который тотчас же разрывает сеть, ныряет - и уводит за собою всю добычу. Один рыбак, завидев, что река несет мертвое тело, взял утопленника в лодку, но, к его ужасу, мертвец вдруг ожил: вскочил, захохотал и бросился в пучину. Так подшутил над ним водяной.

    Обыкновенно он ездит на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту, «чертова коня», не советуют употреблять в пищу. Однако пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него. : При дневном свете водяной большей частью скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обомшелой щуки, а то в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца - седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе - стар.

    Вынырнет водяной лунной ночью из волн, обмотается тиной, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистое водяное растение), оседлает корягу и поплывет проказить. То хлопает по воде ладонью - и звучные удары его слышны далеко по плесу. То среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из нее выскочит водяное чудо и скроется, а в тот же миг в полуверсте от этого места вновь заклубится вода, вновь выставляется голова водяного... В ночную пору частенько дерутся водяные с лешими, отчего идет по лесу грохот и треск падающих деревьев, громко раздается во все стороны плеск волн.

    Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, которой ничем нельзя избегнуть, поэтому иные суеверы не решают оказать помощь тонущему: все равно, мол, от судьбы не уйти!

    Подобно домовому, который все тащит из соседских кладовых и амбаров в собственный дом, водяной ухитряется переманивать к себе рыбу из чужих рек и озер.

    Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами.

    У западных славян водяной назывался Езерним - озерный дух. У него тоже было множество подданных: свитежанки, гопляны и западлинки. Подобно водяницам, они соблазняли неосторожных молодцев своей красотой и увлекали их на дно, чтобы увеличить число подданных Езернима. Возлюбленной его была покровительница горных потоков, которые бегут с вершин в озера, питая их.

    Если люди чем-то умудрялись прогневить Езернима, он насылал на них зловредных страшил Чудака и Топельца, а также уродливых водяных дев плюскон, которые до смерти пугали по ночам неосторожных рыбаков. В болото заманивал их Злыдень.

    Просмотров: 1816 | Добавил: Loverangler | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]