Вторник, 17.10.2017, 23:47
Мой Хопёр
Главная страница | Форум | Новое на форуме | Фотоальбомы | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
Страница 1 из 11
Форум » Новости и события » Обсуждение новостей и статей » Река, что в имени твоем?
Река, что в имени твоем?
LoveranglerДата: Понедельник, 24.12.2012, 14:17 | Сообщение # 1
Геннадий
Группа: Администраторы
Сообщений: 8371
Награды: 45
Статус: На рыбалке


Издревле, выбирая место жительства, люди селились по берегам рек. Ясное дело: где вода, там и жизнь. И потому-то наши предки в своих былинах и преданиях наделяли реки чудотворной силой, придавали им разум и душу, общались с ними, как с живыми существами…

Два брата и колдунья-Волга

Конечно, не была в этих преданиях забыта Волга, самая большая и великая река не только нашей области, но и всей России.

– Жили давным-давно два неразлучных брата – Сокол и Жигуль, – рассказывается в одном из них. – Оба слыли отважными воинами, всякая девушка почла бы за честь стать женою любому из них. Только полюбилась обоим братьям прекрасная Волга-колдунья. Будто хмельным любовным зельем опоила она витязей. Вскружила им головы, а сама думала только о Каспии. Мудр и хорош он был собой, давно манил он к себе Волгу, обещая любовь и богатства несметные. И задумала она сбежать к нему.

Прознав о том, Жигуль и Сокол на обманщицу прогневались. Заперли они колдунью под замок. Решили – пусть девушка выбирает того, кто ей из них двоих милее. А не выберет, так света белого невзвидит!

Опечалилась Волга тогда. Попросила до утра у братьев времени, чтобы подумать. А как наступила ночь, запела она грустно-грустно… Колдовскими переливами лились ее слова, в ночи звенели, будто колокольчики волшебные. И стало братьев в сон клонить. Но лишь ступила Волга один шаг, как сторожевой пес залаял. Бросилась колдунья между проснувшимися братьями, превратилась в широкую реку, а Жигуль и Сокол стали по берегам ее двумя высокими горами.

Далеко-далеко унеслись бурные воды Волги, влились в объятия мудрого Каспия. А братья, превратившиеся в две больших горы, так и грустят с тех пор по берегам ее – богатыри, разлученные Волгой…

Река амазонок



«Танаис» – так называли Дон когда-то в Древней Греции. А еще раньше, если верить Плутарху, он именовался Амазонией, поскольку в нем купались амазонки, или же «безгрудые», как переводится на русский язык это слово.

Это было суровое племя воительниц. Мужественные и гордые, сами пахали они землю, скот пасли, на зверей диких охотились. Если же враг им угрожал, сменив соху на лук или копье, умели они постоять за себя. Сам Александр Македонский не рискнул против них в поход отправиться.

– Если я одержу победу над амазонками, – сказал он, – слава моя не возрастет. Если же победят они меня, это будет страшным позором. Будут говорить, что великого Александра побили женщины…

Но в ту же самую пору, когда гремела слава Александра Македонского, юноша Танаис, сын вавилонского жреца Бероса и амазонки Лизиппы – вздумал посмеяться над военными талантами женщин.

Однако он был жестоко за это наказан: Венера, богиня красоты и страсти, внушила Танаису любовь к его собственной матери. Не поддавшись кровосмесительной страсти, в отчаянии юноша бросился в реку и утонул.

Реку же эту с тех пор, в память о нем, так и стали называть – Танаис.

«Ах, Туба…»



Ахтуба, строго говоря, – это не река, а рукав Волги – первый из множества, образующих волжскую дельту. Но протяженность его и природные особенности таковы, что позволяют говорить о нем как об отдельной реке. Происхождение названия ее, как и многих других рек, также связывают с легендой.

По берегам Ахтубы было когда-то рассыпано множество селений Золотой Орды. Жили здесь и ордынские ханы. И дочка одного из них, красавица по имени Туба, любила купаться в этой реке, тогда еще бывшей безымянной. Но как-то раз на повороте подхватило ее быстрым течением и унесло в глубокий омут, где она погибла. А хан с тех пор долго вздыхал о своей любимой дочери: «Ах, Туба... Ах, Туба…»

Вот и прозвали реку – Ахтуба...

Седоволосый дед Хопер



Не обойден своей легендой и Хопер, или же река Великая Ворона, как он назывался в древности.

– Давным-давно, – рассказывается в том предании, – жил в Попереченской степи старик по имени Хопер. Однажды он забрел на холм, из подножия которого било множество ключей прозрачной холодной воды, и ручейки разбегались во многие стороны.

Соединил старик те русла ручейков в одно, построил на образовавшейся речушке небольшую мельницу и молол на ней зерно для жителей окрестных деревень. Хлеб его был очень вкусным. Народ, полюбив старика, и реку, по его имени, прозвал Хопром.

И говорят, что по сей день в том месте, где те ручейки сливаются в одну речушку, сидит на камне под сенью дубов седоволосый дед Хопер, а река стекает с его бороды…

Ловили казаков на Иловле



Возможно, что название степной речушки Иловли связано попросту с заиленностью ее русла. Но есть также предание, что происходит оно… от грамматической ошибки, сделанной царским посланником в эти края давно, в XVIII веке.

В те времена по берегам этой реки беглые люди селились. Царский посланник, отвечающий за их отлов, отметил на карте реку как место поимки беглецов и сделал подпись: «…Иловля казаков была успешна…».

Так и закрепилось за помеченной надписью рекой название Иловля.

Плачет земля по медвежатам



Название реки Медведица – старинное, оно встречалось еще в документах XVI -XVII веков. А объясняется оно в легенде так.

В старые времена, когда еще не ступала нога человека в тех дивных местах, привольно жилось в них и птицам, и зверям, и рыбам. Но появился здесь охотник-человек, увидел он берлогу медведицы и ее малых медвежат. Схватил лук охотник, убил медвежат, а медведица осталась одна в берлоге оплакивать свое материнское горе.

И так она тогда страдала, что, не выдержав, заплакала с ней вместе и сама земля. И на том месте, где была берлога медведицы, вдруг стали бить ключи – земные слезы, как бы напоминая нам о том жестоком охотнике и вообще о человеческой жестокости.

Ключи, бившие из берлоги медведицы, соединились с другими ключами, образовали реку, которую в честь матери-медведицы местные жители и по сей день зовут Медведицей.

Пили бузу, ели лук…



Рассказывают, в царствование Екатерины в наших местностях появились крестьяне и раскольники. А со временем забрели сюда же со своими стадами казахи, степные кочевники. Решили они здесь и зимовать. Но с провиантом у них было туго – оставались в запасе лишь лук да пшено.

Стали варить казахи из пшена бузу, пили они ее да луком заедали. Со временем прознали беглые, что казахи пьют бузу и лук едят. Стали рассказывать об этом меж собой, передавать этот рассказ друг другу.

С той поры в этой местности и повелось прозвание – Бузулук. А по нему с годами и реку прозвали реку Бузулуком.

Много воды утекло с тех пор, как появились все эти народные сказания. Множество поколений людей сменилось на берегах этих рек. Но легенды о реках живут по сей день, поскольку в них народная душа отобразилась – так, как в чистой воде в ясный день отражается небо…

Александр ЛИТВИНОВ
ВП


Да не оскудеет рыбой река Хопер во веки веков...
 
Доктор_ХопёровДата: Понедельник, 24.12.2012, 18:53 | Сообщение # 2
Сергей
Группа: Модераторы
Сообщений: 2308
Награды: 25
Статус: На рыбалке
Красиво написана и проиллюстрирована статья. Спасибо автору и Геннадию.

«Как много известно о всякой чепухе и ничего — о клёве рыбы!» (с) Сократ
 
ДмитрийДата: Понедельник, 24.12.2012, 21:13 | Сообщение # 3
Дмитрий
Группа: Модераторы
Сообщений: 1403
Награды: 12
Статус: На рыбалке
Здорово! Одна неточность есть. Смею поправить.
Цитата (Loverangler)
по берегам этой реки беглые люди селились.

Цитата (Loverangler)
Иловля казаков была успешна

Казаки и беглые, как белое и чёрное.
В 70-х годах 17-го века на реке Иловля казакам отводились земли для устройства хуторов и станиц. Станица Иловлинская появилась не позднее 1672 года. В начале 18-го века станица дважды меняла свое место расположения, что, очевидно, связано как с репрессиями при подавлении Булавинского мятежа, так и с набегами Крымских татар 1714-1717 г. Около 1768 года станицу перенесли на настоящее место.

«В 1768 году станица имела протяженность семь верст, а проживало в ней всего 70 казаков. Из них 44 служивых, 20 - отставных и 6 малолеток, то есть парней, достигших 16-летнего возраста и старше, но не служивших еще в войсках. Невелика была станица: из пятидесяти станиц, расположенных выше Черкасска, по численности населения она занимала лишь 47 место». (Из книги А.И. Ригельмана «История о донских казаках»).


Нормально делай. Нормально будет.
 
Форум » Новости и события » Обсуждение новостей и статей » Река, что в имени твоем?
Страница 1 из 11
Поиск:


Рыболовные кормушки, маркерные груза! rigpro.ru